Самооценка здоровья учащихся на основе анализа анкетирования в рамках проекта «Школа – территория здоровья»
Школа должна не только обеспечивать детей необходимыми знаниями, но и быть безопасной средой, минимизирущей развитие, так называемых, «школьных болезней», в том числе психо-эмоциональных нагрузок, путем внедрения здоровье-сберегающих методик в систему обучения и воспитания школьников и родителей.
Успешному решению данных задач способствует внедрение и реализация в школах проекта «Школа-территория здоровья», в соответствии с государственной программой «Здоровье народа и демографическая безопасность».
Известно, что большую часть дня дети проводят в школе, где на ребенка ложится немалый груз ответственности в виде учебной нагрузки, выполнения домашних заданий, требований к внешнему виду, поведению и т.д. Ребенок не всегда может правильно распределять свое время, расставлять приоритеты, не умеет владеть своими эмоциями… Все это негативно сказывается на внутреннем состоянии ребенка, появляются проблемы, связанные с психоэмоциональной сферой, которые в свою очередь приводят к различным психосоматическим патологиям, что влияет на посещаемость и эффективность усвоения учебного материала, а соответственно на успешность обучения.
Эффективность проводимой работы в рамках создания здоровьесберегающей среды школьника анализируется и оценивается.
Одним из показателей оценки эффективности является состояние здоровья учащихся по данным самооценки. В связи с этим специалистами центра гигиены и эпидемиологии было проведено анкетирование среди учащихся школ-участниц проекта «Школа-территория здоровья» г. Бобруйска и Бобруйского района, опрошено 2009 респондентов, включая и родителей школьников начальных классов.
«Анкета по выявлению жалоб на состояние здоровья» отражала жалобы на наличие функциональных нарушений и хронических заболеваний органов пищеварения, дыхания, расстройств центрального и вегетативного отделов нервной системы, органа зрения, опорно-двигательного аппарата, на снижение иммунитета. За учащихся 1-4 классов анкету заполняли родители, 5-11 классов – сами учащиеся.
Согласно опросу, у 51% учащихся начальных классов родители наблюдают «трудное пробуждение по утрам», у 48% ребят отмечают «страхи различного характера» (контрольных работ и опросов у доски, темноты и собак). 50% младших школьников часто болеют простудными заболеваниями.
Опрос учащихся средних и старших классов выявил следующие функциональные нарушения со стороны психоэмоциональной сферы:
60% ребят жалуется на «слабость, утомляемость после занятий в школе» и 58% на «трудное пробуждение по утрам», а «частые колебания настроения» наблюдают у себя 52% школьников.
Кроме того, если говорить в целом по анкете, то из функциональных нарушений ведущих систем организма, возникающих в школьном возрасте, следует отметить невротические реакции (плаксивость, раздражительность). Эти изменения чаще встречаются у учащихся старших классов и связаны, возможно, с их учебной перегрузкой, как основной, так и дополнительной после занятий — посещение факультативов, репетиторов.
К сожалению, весьма распространенными среди школьников старшего возраста являются жалобы (43%) на частое «ощущение «усталости глаз», что неизменно ведет к формированию или усугублению различных нарушений работы органов зрения.
«Головные боли после посещения школы» испытывает 39% опрошенных старшеклассников, а у каждого третьего учащегося (29%) начальной школы, родители отмечают «ухудшение аппетита».
Также 36% из числа опрошенных старшеклассников и каждый третий учащийся начальной школы (30%) жалуется на боли в животе «натощак (чаще до еды)».
Каждый школьник – уникальная личность, а значит, даже самая, на первый взгляд, незначительная проблема может таить в себе совершенно непредсказуемую причину.
Проанализировав данные анкетного опроса «Анкета по выявлению жалоб на состояние здоровья», можно сделать вывод, что учащиеся школы, находясь в критическом возрасте в том, что касается их физического, когнитивного и социального развития требуют пристального внимания всех участников образования учебного процесса, как со стороны системы образования, здравоохранения, так и родителей.
Заместитель главного врача
Шинкарева Наталья Валерьевна