В чем секрет детского интереса и мотивации?

У современного ребенка огромное количество возможностей. С ранних лет детей водят на кружки и играют в развивающие игры. Есть только одна проблема: дети ничего не хочет. Родители очень стараются обеспечить ребёнку счастливое будущее, но дети упрямо их не слышат. В чем же секрет детского интереса? Как поддержать ребёнка в учебе?

  Интерес считается главным мотиватором человека в работе и обучении, основным элементом творческой деятельности. Именно интерес побуждает нас к действию, созданию чего-либо и помогает доводить дела до конца. И эта эмоция появляется у нас с момента рождения. Благодаря интересу ребенок учится отличать мать от других людей, понимает расстояние между предметами, замечает их формы. Интерес к пространству побуждает детей ходить, слушать, трогать объекты окружающего мира, а впоследствии читать, смотреть картинки. Что же мы взрослые можем сделать для поддержания интереса ребенка?

  Наладить эмоциональный контакт с ребенком: маме важно быть рядом с ребенком не только физически, но и быть включенной в общение с ребенком эмоционально. Отсутствие опыта взаимодействия с взрослым у младенцев в  дальнейшем может вызвать апатию у ребенка и привести к нарушениям в познавательной сфере.

Показывать ребенку мир: вместе с ребенком прислушиваться к шуму деревьев,  рассматривать снежинки, показать, как включается та или иная игрушка, позволить узнать «что внутри нее». Показывать разные предметы и рассказывать, для чего они нужны.

 Проговаривать свои действия: (« сейчас будем кушать», «бабушка улыбается») Чем больше он будет замечать вокруг себя, тем интереснее ему будет.

  Отвечать на вопросы ребенка: это не только важно для развития интересов ребенка, но и малыш привыкает обращаться с вопросом к взрослому и  не искать ответов на свои вопросы на стороне.

   Развивать ребенка во всех направлениях: вместе читать, рисовать, слушать музыку, ходить  на речку.

   Поддерживать интерес ребенка к какому-либо делу или предмету:  вместе с ребенком вытирать пыль, слаживать белье в стиральную машину, поливать цветы. У детей дошкольного возраста надо поощрять любой вид деятельности, еще лучше, если есть результат труда ребенка. Его важно отмечать: «Посмотри, как красиво мы с тобой сложили книжки». И уже совсем  хвалить за самостоятельную результативную деятельность.

   Поддерживать интерес к игре: уделять время, чтобы научить ребёнка играть.  Игра с предметами и игрушками имеют разные формы – от бросания игрушек на пол до сложных сюжетно-ролевой игры. Каждая из этих форм соответствует определенному возрасту развития ребенка и имеет чрезвычайное значение. Через игру дети научаются общаться с людьми и вещами конструктивным способом и приобретают чувство инициативы.

   Задавать ребенку каждый день вопрос: «как прошел твой день?», «что интересного ты узнал сегодня? Это поможет ему структурировать все то, чему он научился, чего нового узнал за этот день, а вам – поддерживать его интерес к жизни и доверие на высоком уровне.

К сожалению, интерес кратковременное явление, на него влияет много факторов таких, как биологические особенности, эмоциональное состояние и жизненные увлечения ребенка. Интерес побуждает нас к познавательной деятельности. Ребенок не может сам себя мотивировать.  Как помочь ребенку успешно преодолевать школьные трудности?

            Со стороны родителей не должно быть негатива в адрес школы и учителей. Недовольство родителей школой или учителем принижает значимость учебной деятельности.

Создайте учебное пространство, в котором есть письменный стол, полка для книг и ничего лишнего. Желательно исключить из этой зоны игрушки и отвлекающие предметы.

 Ребенку необходимо  знать, для чего ему нужно учиться. Помните,  для детей не всегда очевидна взаимосвязь между хорошей успеваемостью и открывающимися возможностями в жизни. Взрослые часто объясняют детям: «Нужно хорошо учиться, чтобы поступить в университет».  Гораздо понятнее для ребенка, когда ему говорят: «Вот, смотри, как дядя Вася хорошо разбирается в компьютерах, потому что он понимает математику».

Дети должны понимать, что оценка  характеризует его знания, а не его самого. Не он плохой, а он недостаточно хорошо понял учебный материал. И в его силах изменить отрицательную оценку.

Давайте право на ошибку. Если мы изучаем что-то новое, то мы имеем право на ошибку. Когда родители заставляют переписывать домашнее задание по многу раз, они  растят человека со страхом сделать ошибку.

Родителям необходимо не только выражать свое недовольство, но и хвалить за достижения. Можно хвалить ребенка не только  за оценки, но и за  сделанное задание и полученные знания. Помните, на любое негативное замечание ребенок должен получить  два положительных поощрения.

Научите ребенка замечать свои достижения и оценивать свою деятельность сравнивая себя с самим собой, а не с одноклассниками.

Давайте время для отдыха. Обязательно! Детям необходим минимум 1 час в день, который они потратит только на себя и на то, что им хочется. Если у ребенка нет времени, которым он может распоряжаться на свое усмотрение, то ему сложно научиться управлять своим временем и ставить цели.

 Родители, научите ребенка радоваться мелочам и замечать мир во круг. Только своим примером вы можете заразить ребенка стремлением учиться и доверять себе.

Психолог

Сысой Татьяна Викторовна